Мебельное искусство Старинная мебель Китайский стиль Мавританский стиль Позднеренессансный стул Мебель рококо Стиль ампир Искусства и ремесла Бюро в стиле барокко Египетский стул

Мебельное искусство

Французское рококо (Людовик XV)

442. Комод. 443. Стол (bureau plat) работы Ш. Крессана. 444. Комод, украшенный.интар- сией и накладками из золоченой бронзы. 445. Диван с шелковой обивкой. Середина XVIII в. 446. Мягкое кресло, обитое гобеленом. 447. Стул. 448. Жирандоль, позолоченная бронза. 449. Мягкое кресло (бержер) с позолоченными резными деталями. 450. Детали оформления резного кресла. 451. Письменный стол с ящичками вдоль задней стороны столешницы. 452. а) часть дивана; б) кушетка. 453. Мотив рокайли Что же касается высокого секретера, то он является продуктом рациональной, практичной комбинации комода, письменного стола и кабинета. (Выходит, что уже и тогда была «комбинированная мебель»!) В эту эпоху грез и мечтаний широко распространился обычай обмениваться сентиментальными письмами, писать мемуары. Эта-то эпистолярная продукция и хранилась в потайных ящичках секретеров. Однако в обиход входит и более рациональный письменный стол (451). Формы и декор предметов корпусной мебели имеют тот же характер, что и в мебели для сидения: волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золоченой бронзы (443). Для фанеровки используются преимущественно светлые экзотические породы.

В этот период виднейшими мастерами художественной бронзы были представители семейства Каффиери, известной династии скульпторов и резчиков.

После 1743 года вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно качественные предметы мебели.

Поверхности этих шкафов-бюро были сильно изогнутыми, особенно в нижней, «комодной» части; углы срезались под углом 45 градусов, для придания предмету большей выразительности вводились карнизы, тоже, как правило, энергично изогнутые.

Мебель для сидения и лежания красива по линиям, но по сравнению с роскошными французскими образцами она кажетсся довольно скромной

В убранстве мебели наряду с обильной резьбой почти на всем протяжении века прочно удерживает свои позиции и традиционная итальянская интарсия.

Среди других предметов обстановки выделяются разнообразные по решению письменные столы (483) и высокие стоячие (напольные) часы, прочно вошедшие в быт англичан

Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль.

В числе покровителей нового направления в искусстве была и фаворитка короля — всесильнаямадам Помпадур.

Классицизм привнес с собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей.

Ризенер прославился более всего своими бюро с цилиндрической крышкой, исполненными в красном дереве и украшенными тончайшим набором маркетри.

Искусство мебели этой поры представлено целым рядом знаменитостей. Одновременно с Ризенером работают Лелё, Вейсвейлер, Дюбуа, Швердфе- жер, а также представители известной династии мебельщиков Жакоб.

В Англии законодателем классического вкуса был архитектор Роберт Адам, много и успешно работавший в области интерьера.

Проектами мебели Адама на позднем этапе своей деятельности пользовался и Чиппендейл. Совместно с братом Роберт Адам основал фирму «Адельфи» (в переводе с греческого означает «братья»), принимавшую заказы на проектирование и исполнение всех компонентов жилого интерьера.

Для фасонных паек стекол книжных шкафов английские мастера подбирают тонкие по рисунку геометрические орнаменты

Дверцы шкафов часто украшаются инкрустированным орнаментом в виде расходящихся веером полос, вписанных в овальное поле филенки.

XVIII век был великим столетием и в истории английской художественной мебели. Хотя английский двор ни страстью к роскоши и великолепию, ни влиянием на искусство не мог сравниться с французским, этапы развития английской мебели XVIII века при желании тоже можно подразделить в соответствии с принципом периодизации «по королям» (королева Анна, 1702— 1714; Георг I, 1714—1727: барокко; Георг II, 1727—1760: рококо; Георг III, 1760—1820: классицизм).

В дворцовых интерьерах, в мебели начинают господствовать прямые линии и спокойная, выдержанная в светлых тонах орнаментика.

На смену стилю Людовика XVI приходит более простой, строгий и суровый стиль, названный по короткому периоду Директории «стилем Директории».

Мебельные мастерские поставляют на рынок изделия двух родов: скромную бытовую мебель, изготовленную, как правило, из бука, окрашенную в белый или серый цвет и декорированную лишь несколькими полосками зеленого, синего и золотого цвета, и более дорогую, в формах которой возрождается былое великолепие, но без отказа от простоты линий.

Утратило свою силу и знаменитое контрольное клеймо (JME). Все это неизбежно вело к временному ухудшению качества продукции.

Мебель рококо строится на полном отказе от принципа архитектоничности со свойственным ему подчеркиванием автономности отдельных элементов конструкции. Теперь детали растворяются в общем объеме предметов, словно отлитых из некой пластичной массы (455, 461). В отдельных комодах линии конструкции исчезают, а границы ящиков полностью замаскированы стелющимся по поверхности предмета орнаментом (442).


На главную