Мебельное искусство Старинная мебель Китайский стиль Мавританский стиль Позднеренессансный стул Мебель рококо Стиль ампир Искусства и ремесла Бюро в стиле барокко Египетский стул

Мебельное искусство

640. Шкаф; образец беспринципного сочетания элементов различных стилевых форм. 641. Кресло со сплошной обивкой и свисающей до пола бахромой. 642. Кресло в неороманском стиле из зала-Св. Иштвана Королевского дворца в Будапеште. Ок. 1900 г. 643. Двухместная кушетка (fumeuse). 644. «Патентованная мебель»: шкаф-кровать в неоренессансном стиле: 645. Стул из бамбука; подражание дальневосточным образцам. 64о.Кресло-ка- чалка. 647. Диван со стеганой кожаной обивкой; предмет из «клубного гарнитура». 648. По- стяветт. тегатттенный псевдовенгерским орнаментом' ряботя Р. "Нялперя. 1896 г. Появление фабричной мебели лишь усилило хаос и привело к резкому падению качества. Рынок наводняют предметы массового производства (например, стулья из гнутого дерева фирмы братьев Тонет), дорогие, благородные материалы заменяются эрзацами (вместо бронзы — гипс или жесть, вместо резьбы по дереву — папье-маше и т. д.).

Машинная техника удешевляет мебель, но имитировать все еще модные старые стилевые формы она оказывается неспособной.

В Венгрии пора высшего расцвета эклектического искусства приходится на середину 90-х годов XIX века.

Стиль XIX столетия был романтическим, эклектическим, историзирующим; в самом же конце века стрелка вкусов вообще перестает указывать в каком-либо определенном направлении.

Первый шаг был сделан мюнхенскими и венскими художниками; новые интонации вскоре появляются и в литературе, архитектуре, прикладном искусстве.

В начале века в Вене появляются жилые интерьеры в стиле «необидермейер». На выставках наряду с произведениями мастеров, вышедших на новые рубежи, экспонируются и откровенно эклектические или слегка «осовремененные» формы.

Такие аспекты моррисова учения, как защита целостности творческого акта, требование гармонии между искусством и жизнью, отрицание искусства, служащего интересам меньшинства, почти без изменения легли в основу и новейших направлений.

Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму.

Другая, прогрессивная часть художников становится на путь максимального упрощения новых форм, расчищая этим дорогу для массового промышленного производства мебели.

Модерн фактически исчерпал себя еще до начала первой мировой войны.

Знаменитая Эйфелева башня — трехсотметровая стальная конструкция, облеченная во внеутилитарную художественную форму, — до сих пор остается символом Парижа и примером смелой технической мысли.)

Ван де Велде представляет «абстрактное» направление модерна; стилизованному растительному орнаменту т. н. «флореального» направления он противопоставляет динамический линейный орнамент, как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности.

Жилой дом начинает трактоваться как «единая форма», не терпящая никакого декора; развитие идет в сторону полной «вещности» (Sachlichkeit): от форм, порожденных фантазией художника, к «необходимым», «истинным» или «чистым» формам.

Модерн, рано обнаруживший признаки «усталости», уже в конце первого десятилетия века начинает вытесняться новым стилем: конструктивизмом. В основе этого нового движения в европейской архитектуре и художественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна.

Утверждением нового языка архитектурных форм явилась и другая крупная постройка Гропиуса, завершенная им незадолго до начала первой мировой войны: здание фабрики на выставке Веркбунда в Кёльне.

Первое из этих художественных направлений — импрессионизм — складывается около 1870 года.

В мебели формалистические упражнения, уступки модным течениям в изобразительном искусстве — например, экспрессионизму — затронули, главным образом, внешнюю, декоративную сторону предметов (678, 681, 685).

Гнутая мебель, с ее здоровой, рациональной основой и относительно сильным «иммунитетом» против капризной моды и формализма, остается одним из важных факторов развития и мебельного искусства XX века, поэтому стоит поближе познакомиться с обстоятельствами ее появления и личностью изобретателя.

На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне продукция Тонета была отмечена большой бронзовой медалью.

Большим спросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налажено в 1860 году: кресло-качалка.

Крылатое кресло. Песталоцци и Рашле.

В период между двумя мировыми войнами производством гнутой мебели занимались и другие предприятия; направление поисков и результаты, достигнутые ими в этой области, несколько отличались от таковых фирмы Тонет.

Гнутая мебель совершила долгий и сложный путь развития. Однако последняя глава ее истории еще не дописана: совершающаяся на наших глазах революция в области синтетических и полимерных материалов, несомненно, откроет новые перспективы и перед этой отраслью мебельного производства.

На этом этапе ведущая роль переходит к Голландии, а именно — к небольшой группе молодых голландских художников и архитекторов, объединившихся вокруг Тео ван Дусбюрга и печатного органа этой группы журнале «Стиль».

Важными вехами современной архитектуры стали такие известные сооружения Мис ван дер Роэ, как павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929) и особенно домТугендхат в Брно (1930), в котором с большой последовательностью осуществлен принцип свободного, плавного взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства.

Известный проектировщик, выходец из Венгрии, М. Брёйер в 1922 году, еще будучи студентом Баухауза, разработал свою первую, выдержанную в конструктивистском стиле модель кресла, построенную на тех Же принципах, что и «аппарат» Ритвелда (716).

«Эстетика целесообразности» таила в себе не меньше опасностей, чем тот же конструктивизм.

Готические столы, начало 16 века, Этнографический музей, Будапешт

Свадебный сундук (сундук для приданого) из с. Хунфалва, ренессанс, 1692 г. Исторический отдел Венгерского национального музея, Будапешт

Двустворчатый шкаф в стиле раннего барокко из Западной Венгрии, орех, вставки из орехового корня, тиса и клена, 1700 г. Исторический отдел Венгерского национального музея, Будапешт

Переносное кресло с кожаной обивкой, вторая половина XVII в. Исторический отдел Венгерского национального музея, Будапешт.

Кресло в стиле барокко, дуб, резьба, плетенное сидение из трастника, вторая половина 18 века. Музей прикладного искуссва, Будапешт

Высшей точкой вырождения эклектического искусства был «стиль Макарта». Это наименование получила пустая, рассчитанная на внешний эффект, отмеченная печатью безвкусицы мода конца прошлого века. Ганс Макарт (1840—1884) — австрийский художник и законодатель мод; диковинный, романтический интерьер его мастерской нашел немало подражателей в среде венской буржуазии. Аксессуарами жилища «в духе художественной мастерской» были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (т. н. «букеты Макарта»), всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие в помещение настроение «романтического полумрака», массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр. (646). Первые голоса протеста против фальшивой буржуазной культуры жилища, беспринципного подражания старым стилям и засилья низкокачественного, обезличенного фабриката раздались в Англии, сначала в виде теоретических исследований (Джон Рёскин, 1814—1900), а затем и в форме практических начинаний (Уильям Моррис, 1834—1896). В 1861 году Моррис в сотрудничестве с группой художников основал предприятие, действовавшее под лозунгом реставрации культуры ремесленного труда, чистоты стиля, возвращения жилому интерьеру подлинной красоты. В мастерских этого предприятия изготовлялись обои, ковры, мебель, изделия из тканей, живопись по стеклу; позднее была освоена еще одна отрасль — полиграфия.

Уильям Моррис и его соратники были зачинателями знаменитого движения «Arts and Crafts» («Искусства и ремесла»). Это направление получило название «нового английского стиля», или «стиля Студии», по названию основанного ими же художественного журнала «The Studio». Своей деятельностью они, в сущности, заложили основы современной английской художественной промышленности.

Лозунг Морриса — «красота и удобство» — звучал уже очень по-современному, однако для реализации этого принципа, для создания удобных, практичных и эстетичных полноценных бытовых вещей он обращается главным образом к средневековым формам. Став на защиту ремесла, ручного художественного труда, Моррис машинную технику воспринял лишь со стороны ее пагубного воздействия на культуру, не распознал заложенных в ней возможностей формирования эстетических вкусов масс. В этом смысле возглавленное им движение носило в известной мере ретроградный характер


На главную