Мебельное искусство Старинная мебель Китайский стиль Мавританский стиль Позднеренессансный стул Мебель рококо Стиль ампир Искусства и ремесла Бюро в стиле барокко Египетский стул

Мебельное искусство

ПРОЦЕСС 3000-ЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ

Различные формы мебели для сидения наиболее наглядно демонстрируют процесс возникновения новых стилевых форм. Ниже мы приводим 25 небольших главок из истории развития мебели для сидения.

Египетский стул. Ясная конструкция, но несколько сложный метод построения. Удивительно развитая древняя праформа одного из современных типов. Ножки в виде звериных лап противоречат основной конструкции.

Греческий стул (клисмос), У-У в. до н. э. Пример наиболее зрелой формы мебели древнего периода. Форма явно конструктивна, но при этом приспособлена к формам человеческого тела, отказывается от тектонического членения, гибкая и легкая.

Японский стул. Отличная от предыдущих, не оправданная материалом конструкция из древесины, как бы вылепленная из глины. Бросается в глаза родство со складным стулом типа ножниц.

Более изящная форма стула из ореха с высокой спинкой. Кресло в стиле модерн, 1900 г.

Разрыв с прежними стилями, своеобразие в капризной игре линий и орнамента.

«АДЕЛЬФИ»: название фирмы, основанной английским архитектором Р. Адамом (1728-1792) и его братом Дж. Адамом и занимавшаяся вопросами интерьера.

АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение абстрактного понятия (добродетели, искусства и т. д.) через конкретные образы.

АРХИТРАВ: горизонтальная каменная балка, расположенная непосредственно над колоннами, которая в античном искусстве несла фриз и венчающий карниз.

АРМУ АР: шкаф, от латинского слова «armarium», шкаф для оружия, позднее также платяной или книжный шкаф.

БАЛДАХИН: полог кровати; небольшой, чаще всего поддерживаемый роскошными колоннами навес над кроватью (троном, алтарем и т. д.), оформленный драпировкой, характерен со средних веков до начала XIX в. (ср. илл. 194, 253, 510 в тексте)

ВЕДЖВУД: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в., названный именем J. Wedgewood-a.

ГАРНИТУР: полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья н пр.) одинакового образца или служащих одной цели.

ГОТИЧЕСКАЯ СКАМЬЯ: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главным образом перед камином.

ДЕРЕВЯННАЯ ОБШИВКА: облицовывание внутреннего помещения ровными деревянными плитами или рамами и филенками. В ранних стилях часто сопровождалась богатым архитектурным декором; обшивка начиналась на уровне высоты спинки стула и доходила до потолка.

ДРАПИРОВКА: собранная в декоративные складки материя; ее изображение используется в качестве рисованного или скульптурного орнамента.

ДРЕССУАР: поставец, изделие мебели поздней готики, представляющее собой в верхней части уступ с общей задней стенкой и выступающим вперед, балдахином; он располагался у стены в трапезной и служил в качестве стойки для посуды (илл. 193, 198 в тексте).

ИЕРОГЛИФЫ: фигурные знаки в системе письма некоторых народов, условно передающие понятие, слог или звук.

КАНДЕЛЯБР: подставка с разветвлениями для двух или нескольких свечей или электрических ламп.

Профили карнизов в различных стилях мебели тоже различны.

КИМА («набегающая волна»): украшение в виде каймы из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих храмов; имеются различные варианты: дорический, ионический, лесбосский эхи- нус-кима, последний — с иониками.

ЛАМБРЕКЕН: тяжелый поперечный подвес над кроватями, тронными балдахинами или окнами и дверями.

ЛЮНЕТ: поле полукруглой формы над дверями или окнами.

Византийскийтронныйстул,УШ-Хвв. Построение, схожее с ларем, металлическая обивка. Развитие конструктивных типов прерывается и продолжается лишь значительно позже.

Романский стул, Германия, XIII в. В измененной форме вновь обнаруживается конструктивный принцип. На фор- мообразование влияет техника точения. Экономная, умеренная форма, напоминающая простейшие ранние образцы.

Готическая форма церковной мебели для сидения, Нидерланды, XV в. Еще преобладает тяжеловесная форма ларя. Каркасная конструкция с использованием рам и филенок; кресло, сидеть в котором крайне неудобно.

Раннеренессансный стул, Италия, XV в. Конструкция в виде ножниц ярко выражена, ясная форма, очень интересное решение, спинка жесткая, не особенно удобная.

Ренессансный стул, Италия, XVI в. Новый тип: дощатая спинка появляется здесь впервые, в крестьянской мебели она продолжает жить еще и в наше время. Тяжелое, неудобное, скорее декоративное изделие из дуба.

Позднеренессансное кресло, Нидерланды, начало XVII в. Т. н. кресло Рубенса. Поразительно целесообразная форма, с прямыми линиями, сиденье полностью обито бархатом или брокатом.

10. Стул в стиле раннего барокко, Испания, XVIII в. Репрезентативная форма с высокой спинкой. Конструкция скрыта за членениями и орнаментом, появляются искривленные ножки, о настоящем же удобстве говорить еще рано.


На главную