Мебельное искусство

КИТАЙ

В Европе изделия китайского искусства вошли в моду в XVIII веке. Как в богатых домах, так и в жилищах бедняков имелись самые разнообразные китайские изделия прикладного искусства, которые были популярны благодаря своим экзотическим формам. До того как в Европе начали изготавливать фарфор (Д. Бёттгер, 1707), богатые люди коллекционировали загадочный и дорогостоящий китайский фарфор. Наиболее сильное влияние «китайский стиль» оказал на английское мебельное искусство середины XVIII века, и в частности на один из периодов деятельности известного английского мебельщика Томаса Чиппендейла. В истории английской мебели это была недолго длившаяся, капризная мода. Характерным для этой моды было повсеместное увлечение китайской решеткой, декративными планками, т. н. «китайщиной». Теодор Жерико «Плот "Медузы"». 1818—19 г. Холст, масло. 4,9 х7,16 м. Лувр, Париж

Образцовой была работа китайских плотников, строивших изящные деревянные дома.

Мебель чаще всего изготавливалась из твердой древесины, например, из черного, розового дерева и тика.

Дальнейшее развитие было сковано традициями, формы стали несколько искусственными, отделка — формальной и часто без органической связи с формой.

Японские же изделия появились в Европе только в конце XIX века, неожиданно, и привлекли всеобщее внимание.

Мебель заменяли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом (токо- нома) — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома.

В японских квартирах было очень много маленьких лаковых шкафчиков- ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, игрушек.

Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство.

Занимавшееся мореплаванием и торговлей население этой области вело городской образ жизни; благодаря мореходству оно разорвало преграды изолированности и способствовало распространению ближневосточных культур в европейских странах.

Умственная и физическая деятельность были четко разграничены. Черную физическую работу должны были выполнять рабы; умственная работа была монополией рабовладельцев.

Расписной кессонный потолок был известен уже в VI веке до н. э.

Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги

Подобные парадные кресла делали для аристократов и из мрамора (например, в театрах).

Этруски были прекрасными зодчими; они долгое время строили из дерева, но уже умели делать своды.

Этруски использовали фурнитуру из листов штампованного металла, некоторые данные свидетельствуют о том, что этруски применяли технику штамповки металла.

Бронзовый шкафчик цилиндрической формы

Римская империя распростерлась на все Средиземноморье. Римляне много переняли из греческой культуры и распространили свою цивилизацию до самых отдаленных границ империи.

Внутреннее пространство впервые появляется в просторных римских постройках.

Мраморная ножка в виде фантастического животного.

Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели.

Римляне — как и древние греки. — большую часть жизни проводили в постели, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа.

Архитектурные формы и декоративные мотивы вначале были верны римским традициям. Византийское раннехристианское мебельное искусство ни в чем не отличалось от позднеримского, однако формы византийской мебели интересуют нас как предшественники форм мебели христианского средневековья.

В византийской одежде и обстановке жилища большую роль играл, например, шелк. Его в течение нескольких столетий привозили из Китая; в Европе разведение шелкопряда укоренилось во времена правления императора" Юстиниана.

В орнаметике нашли применение христианские мотивы: Христа, голубь, рыба, барашек, павлин; из растений —

Сицилия и Северная Италия оставались скромным островком классического искусства, где под влиянием сохранившихся памятников и Византии продолжал жить дух античности.

Стены покрыты орнаментом точного, четкого рисунка с использованием геометрических и растительных мотивов; арабесками почти бесконечного разнообразия и сложной структуры.

Это был не первый и не единственный случай китайского влияния. Намного раньше, в XVII веке, в Голландии и Англии была в моде китайская лаковая мебель, и такой известный мастер, как Мартен, в период рококо изготавливал для двора лаковую мебель в китайском стиле, используя китайскую технологию. Мотивы «китайщины» преобладали во французской орнаментике рококо. Предметы китайского искусства, которые пользовались спросом благодаря своей экзотике, ценились чрезмерно высоко. Были среди них, конечно, и настоящие ценности, как, например, многие лаковые предметы, тонкий фарфор, нежная орнаментика; однако нельзя не отметить существенные недостатки: шаблонность и размельченность линий.

Китай был феодальной страной с устойчивыми традициями и чрезвычайно скованным художественным восприятием. При неизменных правах и обычаях в течение 2000 лет, вплоть до политического освобождения, Китай не испытал никакого глубокого развития.

Универсальным материалом, из которого китайцы изготовляли тысячи вещей, был бамбук. В руках находчивого китайского ремесленника он служил для изготовления конструкций, решеток, перегородок в помещениях, различных плетеных изделий, мебели (102) и для множества других целей.


На главную