Мебельное искусство

Что же понимают под стильной мебелью?

По официальным данным Академии наук ГДР, стильной мебелью считается только оригинальная мебель, созданная до 1850 года, или ее подлинные копии, выполненные позднее. Современная псевдостильная мебель — компиляция, не имеющая никакой ценности. Пусть такое недвусмысленное определение отпугивает от пустого подражания непонятым стилям, от желания создавать поддельную стильную мебель, которая абсолютно несовременна и своим убожеством выделяется среди современных предметов мебели.

Старинную мебель мы любим и ценим, так как она красива и является ценным документом своего времени. Плохо изготовленная современная «стильная» мебель демонстрирует не что иное, как духовное убожество тех, кто в наши дни грубой рукой творит мешанину из чуждых, непонятных ему стилевых элементов. Каждый период вырабатывает свой собственный способ выражения, собственный своеобразный стиль. Но кое-кому хотелось бы одеть современную мебель в пестрое чужое одеяние, так как такая мебель им «больше нравится». Эпоха барокко оставила нам роскошные экипажи для торжественных выездов, однако придет ли кому-либо на ум построить автомобиль в стиле барокко только потому, что это кому-то «больше нравится»? Каждый современный человек воспринял бы автомобиль в стиле барокко как нечто немыслимое. Современный мужчина, пользующийся телефоном, вряд ли наденет пышный парик с косичкой или сядет смотреть телевизионную передачу в коротких панталонах с лентами! Так будем же людьми своей эпохи и научимся говорить на языке своего времени или хотя бы понимать этот язык! Не нужно имитировать мебель минувших эпох, ибо это не свидетельство хорошего вкуса, а просто снобизм. Кинетическое искусство (от гр. kinetikos - приводящий в движение) - направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др. жизни. Стремление к динамичности в искусстве было связано с тенденциями органичного соединения разных видов и форм искусства, т.е. синтеза». В кинетической среде менялась роль зрителя, который становится соучастником ее изменений.

Современные мастера часто имитируют старые формы мебели только потому, что заказчику нравится тот или иной стиль. Ему рисуют изделия такого «стиля», столяр видит на чертеже странные неизвестные линии, видит, быть может, в первый раз. Промышленное производство, имевшее место в недавнем прошлом, способствовало такой постановке дела, когда с изготовителями мебели совсем не считались. Ремесленник, добросовестно выполнявший всю работу, не знал одного: что и для каких целей он делает.

Мир вещей несет в себе много ценной информации об эпохе их создания, о производственных и общественных отношениях, определяющих характер всего жизненного уклада людей, создающих эти вещи и пользующихся ими.

Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели.

Иными словами: очень важно увидеть и оценить истинную важность здоровых традиций и с их помощью прийти к тому единственно правильному выводу, что современный стиль, опирающийся на лучшие прошлого, может сложиться только в результате правильной оценки экономической, социальной и культурной жизни традиции наследия

Изделия мебели еще очень разные, но все же можно увидеть и определенные общие черты: чистота, упрощенность форм в результате технического развития.

Мебель относится к движимому, мобильному имуществу человека (отсюда и само название ее на многих языках), но чаще всего она связана с внутренним помещением, является частью интерьера, своеобразие которого подчеркивает.

Вначале кроватью, стулом, столом и шкафом человеку служила голая земля.

Дошедшие до нас дома-урны из глины или металла, служившие для хранения праха умерших , являются копиями примитивных построек.

Орнаментика, возникшая таким образом, раскрывала структуру предмета (например, рисунок соединения кирпичей); такой орнамент называют структурным, в противоположность мотивам, которые изображают природные формы.

Долгое время каждая маленькая община самостоятельно, без разделения труда создавала свое жилище, вооружение и необходимые орудия труда.

Применение новых, более совершенных материалов и разделение труда привели к бурному развитию производительных сил.

Когда представления о пространстве и форме, опыт и обычаи стали преобладать над грубой целесообразностью и оказались способными выражать идейное содержание, появляется осознанное художественное оформление, иными словами — стиль.

Папуасы Новой Гвинеи и сейчас еще живут в свайных постройках, подобных тем, какие строились на территории Швейцарии в конце каменного века; каменные орудия труда коренных жителей Тасмании напоминают таковые человека ледникового периода.

Эти дома имеют в плане форму круга и остроконечную крышу, однако встречаются и четырехугольные домас двускатной крышей

Бросается в глаза некоторое сходство с египетскими формами, что помогает составить правильное представление о египетских мебельных формах аналогичной конструкции.

Египтяне строили на века (пирамиды!); как в монументальной архитектуре, так и в мебельном искусстве они, опередив все другие народы, установили нормы сознательной творческой деятельности.

При строительстве жилых домов представителей господствующих классов использовались более совершенные методы.

Ясная логика и практическое чутье отличают основные формы многих видов египетской мебели , применяемых и в настоящее время; так, например, египтяне отказались от лежания на открытом для сквозняков грязном полу и создали первую форму ложа.

В период расцвета Фив, в царствование великих рамессидов прикладное искусство было в расцвете.

Табурет или скамейка имели многочисленные формы .

К оборудованию жилища относилась и утварь, сплетенная из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, коробы, циновки).

Под ассирийским стилем понимается стиль ассирийского и вавилонского искусства, хотя коренными жителями были вавилоняне (с 2250 года до н. э.).

Вавилоняне и ассирийцы мастерски изображали животных. По изображениям на рельефах с животными мы можем судить и о предметах домашней обстановки, которые (кроме отдельных бронзовых находок) до нас не дошли.

Отсюда и в архитектуре пошли позднее опоры в виде человеческих фигур: кариатиды, атланты, гермы и т. д.

Что касается тектоники, ассирийская мебель имела органическую структуру, ее отделка была четкойи располагалась соответственно структуре .

Несмотря на такое переплетение стилей, индийское прикладное искусство было самостоятельным, хотя в течение веков выступало в различных стилевых формах.

Для мебели древнего периода характерны выраженные восточные формы, которые свидетельствуют о том, что жители Ближнего и Среднего Востока отказывались от привычки сидеть на земле лишь в редких случаях и что они, даже сидя на стуле, чаще всего скрещивали под собой ноги, как будто по- прежнему сидели на полу.

Другой метод — это многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито.

Многим нравятся стилевые формы, но, несмотря на это, они не очень тщательно присматриваются к старинной мебели и не замечают тех или иных признаков исторических перемен, которые нашли в ней отражение.

Стиль создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Стиль — это своеобразный способ выражения, который проявляется и повторяется во всем, что создают человеческие руки в определенный исторический период.

Происхождение и развитие различных стилевых форм зависит от самых различных факторов: это не только идеологические, эстетические взгляды, но и материалы и техника изготовления мебели, характерные для эпохи, уровень развития производства, бытовые запросы, сложившиеся формы. Стиль, который создается в определенное время и в определенной стране, находит свое выражение в каждом произведении искусства, даже в скромных формах повседневных предметов быта. Идеи, лежащие в основе какого-либо крупного произведения, ощутимы и в скромных формах бытовых вещей.


На главную