Мебельное искусство Старинная мебель Китайский стиль Мавританский стиль Позднеренессансный стул Мебель рококо Стиль ампир Искусства и ремесла Бюро в стиле барокко Египетский стул

Мебельное искусство

Молодые люди из знатных семейств принимали участие в крестовых походах скорее с познавательной целью и возвращались домой с новыми идеями и предметами искусства. Они были потрясены, однако не устаревшей византийской, а живой арабо-мавританской культурой.

Мавританский стиль оказывал влияние еще на протяжении многих столетий (в качестве примера неомавританского стиля можно привести экстерьер и интерьер здания кинотеатра «Урания» в Будапеште). В XIX веке, в период господства эклектизма, в модном неомавританском стиле оформлялись курительные и кофейные комнаты в особняках европейских буржуа.

Интерьеры пышных арабо-мавританских зданий благодаря тонким стенам, игольчатым колоннам и острым ребрам производят впечатление гигантского шатра, что позволяет делать — несколько смелые — выводы о кочевом прошлом их строителей.

Арабо- мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие увело искусство средневековья еще дальше от классического наследия, обогатив средневековье, и без того не страдавшее бедностью фантазии, многочисленными дотоле неизвестными фантастичными декоративными элементами.

Романский стиль господствовал в Европе почти 400 лет. Название он получил в XIX веке благодаря его римским элементам, однако это название обманчиво.

Основным признаком романской архитектуры является обороноспособность, для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, независимо от того, идет ли речь о церквах, монастырях или крепостях.

В крепостях феодалов для жилья оборудовали т. н. жилые башни. Основным помещением их был высокий полутемный зал, огражденный каменными стенами, изобилующий колоннами, каминами и фресками, и тем не менее остающийся холодным неприветливым помещением, которое зимой с трудом можно было прогреть.

Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливались из стволов деревьев, а позднее их стали конструировать тектонически, т. е. составлять из необработанных толстых досок, с крышкой в виде двускатной крыши, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок

Мебелью для сидения в это время почти не пользовались. Сидели на низких скамьях, стоящих вдоль стен, или на сундуках, только главам знатных семей полагался отдельный стул.

Мотивы перенесены из архитектуры без соблюдения классических пропорций.

Во Франции новое движение началось с Иль де Франс на севере и продолжалось с 1200 по 1525 годы; оно породило стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического (или готики).

Готическая архитектура характеризуется пространственностью, открытой вовне, и совершенно новой каркасной системой постройки, новой конструкцией сводов: сплошные своды заменила система реберных перекрытий и вынесенных наружу мощных контрфорсов с аркбутанами (перекидными арками).

В домах средневековой знати приемные залы и комнаты для гостей богато оформляются в соответствии с архитектурой каменных сооружений.

Сундук, богато украшенный ажурным орнаментом, рамочно-филеночная вязка, XV в.

Помимо филенок каркас украшается многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр., благодаря чему он выглядит легче и декоративнее.

На юге готический стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии.

Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, в некоторых случаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную (198).

Эти тяжеловесные шкафы, неудобные в пользовании, было принято украшать многочисленными архитектурными элементами.

Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания.

Кресла (стулья) с сиденьем в форме сундука (ящика) , как наиболее распространенный репрезентативный вид мебели, имели под каркасом закрытые боковые стенкис рамочно-филеночной вязкой и высокую спинку.

Французский сундук сродни фламандскому, он имеетрамочную конструкцию и украшен плотным ажурным орнаментом

Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разнообразные формы столов , кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки (206), стулья (199, 200, 204), скамьи (203), встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели.

Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую). В средневековой Испании процветала резьба по дереву в восточном духе.

Применялись и другие виды орнаментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски.

Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок.

Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архитектор, инженер, физик.

Строительство перестает быть монополией корпораций каменотесов. На арене появляется новый тип архитектора и предпринимателя, не связанного цеховыми обязательствами, а в качестве физической силы используется труд наемных рабочих.

В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии.

Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера- мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины .

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — касса-панка (саз8арапка, 230), ларь-скамья со спинкой и локотниками.

Т. н. «стул Строцци» состоит из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек. На рубеже XV—XVI веков наиболее развитой была художественная мебель

Тосканы (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искусство всей Италии. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии принимают участие крупные живописцы и скульпторы.

В переходном стиле тон продолжают задавать готические формы, влияние нового стиля затрагивает пока лишь орнаментальный строй.

Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, представительной.

Фламандскую и голландскую мебель отличают простота и удобство. Наиболее распространенные элементы ее оформления и убранства: профилированные карнизы,члененые филенки, мотивы арок (280), балясины, ажурная резьба (285, 286), медальоны, каннелированные пилястры.

Чисто ренессансный стиль в английской художественной культуре складывается в период правления королевы Елизаветы (1558 —1603); во Франции на этот период приходится правление королей Генриха II, Генриха III и Генриха IV.

В жизни мусульман мебель играла незначительную роль. Они не нуждались в мебели для сидения: по восточному обычаю, мусульмане сидели на коврах или подушках, а для сна вместо деревянных кроватей использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки. Вместо шкафов они пользовались стенными нишами с дверцами; дверцы в большинстве случаев имели решетку из типично арабских точеных деревянных полочек. Столы были низкими и маленькими, богато украшенными резьбой, круглой, четырех-, шести- и восьмиугольной формы; столешницы выполнялись из древесины с интарсией или из чеканной меди (медного блюда). Кроме того в обстановку жилищ входили сундуки, ширмы и этажерки.

В мебели заметно архитектурное влияние. Часто встречаются колонны, аркады с подковообразными арками, сталактитовые формы сводов и — в качестве декоративной отделки — точеные элементы, сложные виды решеток (169, 170, 172, 173). Для интарсии часто использовался перламутр; эта техника широко распространилась в Италии и Испании; украшенная инкрустацией мебель (чертозианская мозаика в Венеции) стала предметом подражания. Для обивки мебели (спинок стульев или сундуков) использовалась также кордованская кожа с тиснением и часто (как на книжных переплетах) позолотой. Нередко изделие поверх кожаной обивки обрабатывалось ажурными металлическими накладками.


На главную