Мебельное искусство Старинная мебель Китайский стиль Мавританский стиль Позднеренессансный стул Мебель рококо Стиль ампир Искусства и ремесла Бюро в стиле барокко Египетский стул

Мебельное искусство

До нас не дошло ни одного предмета венгерской раниеренессансной мебели.

326. Кабинет. 327. Позднеренессансный стул; спинка решена в форме резного ормушля. 328. Резной дощатый стул. Конец XVI. в. 329. Южнотирольский стул. Вторая половина XVI в. 330. Стол с наклонными ножками. Унтерфранкен, XVI в. 331, 334. Складные стулья: XVI в. 332, 333. Формы столиков на одной опоре. 335. Швейцарский сундук, украшенный интарсией. 1565 г. 336. Резной орнамент. Архитектор Альберт. Шпеер, 1938-1939 гг.

Венецианская школа живописи 16 век. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Если творчество Микеланджело во второй своей половине уже несет на себе черты новой эпохи, то для Венеции весь XVI век проходит еще под знаком Чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.

Сундук с мотивом аркады на передней стенке. XVII в.

Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образцовых предметов мебели т. н. «малых мастеров».

Среди столов встречаются как с наклонными ножками так и интересные по решению центральные,одноопорные формы

В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы.

Итальянское слово «Багоссо», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы.

Барокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же — оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем, без особой последовательности.

В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении окон, мебели, посуды.

Вместо дуба мебель теперь чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов.

Кассоне, в тех случаях, когда они еще не вытеснены комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются фигурно-орнаментальным декором.

Столешницы и лицевые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и каменной мозаикой (pietra dura).

В эпоху барокко наиболее богато убранным предметом обстановки является кровать. В соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной: гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. В Голландии и Фландрии барочная мебель первой трети XVII века заметно отличается от итальянской и французской.

Здесь впервые складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ .

В резном декоре часто встречается мотив ормушля — разработанная фламандским скульптором и архитектором К. Флорисом (1514—1571) орнаментальная форма, представляющая собой замысловатое сочетание мотивов гротеска, картуша и ленточного переплетения (Knorpelwerk, стиль Флориса).

Кровати получают шатровое решение; пышно оформленные дорогими тканями — бархатом, шелком, штофом, они подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели.

С появлением изящной гнутой ножки, вносящей в композицию предмета легкость и непринужденность, мебель — особенно мебель для сидения — приобретает барочно-динамичные формы и элементы декора.

К наиболее своеобразным срествам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом.

По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими мастерами, превзошли даже голландскую мебель.

Среди предметов мебели для сидения встречаем целый ряд разнообразных решений: дощатый стул с резной спинкой и точеными ножками, кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинок и сидений, стул с гнутыми ножками, высокой плетеной спинкой и плетеным сиденьем (416), кресло во французском духе, обитое бархатом и отделанное бахромой.

В прикладном искусстве скачкообразные изменения очень редки, развитие, как правило, протекает плавно, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Изменения в стиле сказались прежде всего на характере декоративного убранства изделий.

Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной.

Столик резной, позолоченный. (Нарбонн, Музей). В эпоху Людовика XV Франция вступает в полосу быстрого экономического развития.

С ростом богатства страны в придворных и аристократических кругах усиливается тяготение к роскошной, комфортабельной жизни.

Тон во всем задают великосветские жеманницы; легкомысленный, поверхностный, по-театральному декоративный вкус эпохи диктуется капризами фавориток короля.

Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается именно в эпоху рококо.

Среди произведений XVI века, созданных под влиянием итальянского искусства, значительную художественную ценность представляют предметы обстановки церквей в Нирбаторе, Бартфе, Лёче, Кёрмёцбане (ныне Бардейов, Левоча и Кремница, ЧССР) и др. Развитые ренессансные формы и высокий художественный уровень характеризуют и венгерскую мебель XVII века. 337. Поздний индо-португальский свадебный сундук. 338. Стол с точеными ножками. 339. Кабинет. 340. Боковина кровати тонкой токарной работы; дерево, бронза. XVII в. 341. Кресло, обитое тисненой кожей. 342, 346. Стулья с кожаными сиденьями. 343. Стул токарной работы. 344. Складная дорожная кровать, обитая тисненой кожей. 345. Стол с инкрустированной столешницей и металлическими ножками. 347. Стул, украшенный чер- тозианской мозаикой. Толедо. 348. Мотив декоративной отделки филенки. 349. Столбики для балдахинов тонкой резной работы. 350. Разновидность курульного кресла с ажурной спинкой и локотниками. 351. Скамья.


На главную