Топливо для бридерных реакторов АЭС Тарапур Получение плутония реакторы кипящей воды Эволюция ядерных арсеналов Ядерная индустрия Ядерно-энергетические комплексы Атомная энергетика в мире Перспективы развития атомной энергетики

На АЭС Тарапур не только производится электроэнергия, но и перерабатывается ОЯТ, иммобилизируются сопутствующие отходы , а также производится МОКС-топливо. 7 сентября 1972 Во время посещения Атомного исследовательского центра премьер-министр Индира Ганди даёт устное распоряжение ученым разработать ядерное устройство и подготовить его к испытанию. Вслед за этим разрешением начались реальные работы по воплощению проекта. Так же начались поиски, геологические изыскания для подготовки подходящего испытательного полигона. Руководителем команды разработчиков этого устройства (формально называемого «Мирный ядерный заряд», но гораздо чаще «Улыбающийся Будда») был Раджа Раманна, директор АИЦ. Раманна работал совместно с Басанти Дулал Наг Чаудхури, директором Организации по оборонным исследованиям (ООИ) и научным советником министра обороны для координации работ по созданию имплозионной системы бомбы. П. К. Янгар, как второй человек в команде Раманны, играл ведущую роль в управлении разработками; Р. Чидамбарам возглавил усилия по проектированию ядерной части. Нагапаттинам Самбасива Венкатесан возглавлял Баллистическую исследовательскую лабораторию, которая разрабатывала и производила имплозионную систему. В соответствии с большой степенью секретности, распространявшейся на усилия по разработке и испытанию первого индийского ядерного устройства, в проекте участвовало не более чем 75 ученых и инженеров, работавших в период с 1967 по 1974. Конечно, это без учета тысяч людей, необходимых для постройки и обслуживания инфраструктуры АИЦ и производства плутония. Кроме тех, кто был реально задействован в проекте, только три человека в Индии знали о нем - премьер-министр Индира Ганди, ее доверенный советник П. Н. Хаксар и секретарь Д. П. Дхар. Никто из министров правительства, включая министра обороны, не был проинформирован. 1973 предприятие в Бхабха из-за интенсивной коррозии выведено из эксплуатации; в дальнейшем на нем сменено оборудование и в 1982 оно вновь вступило в строй. Всего на предприятии BARC выделено 400 кг плутония. Имплозионная система ядерного заряда предназначена для сжатия плутониевого ядра в два раза по отношению к его нормальной плотности. Взрывные линзы, формирующие сходящийся фронт ударной волны, были разработаны по системе быстрое/медленное по скорости детонации ВВ, впервые примененной американцами во время второй мировой. Как и изделие «Gadget» («Толстяк») в испытании Тринити (США) в 1945, они использовали смесь гексоген/тротил как "быстрое" ВВ и баратол (нитрат бария и ТНТ) как "медленное". В устройстве используются 12 линз, которые описываются Ченгаппой так: «способ размещения взрывчатки вокруг плутониевой сферы напоминал лепестки лотоса». Это свидетельствует, что каждая полусфера имплозионной системы состоит из 6 продолговатых сегментов-линз, соединенных вместе на вершине, так что они образовывали треугольный зубья по экватору, где соединялись с противоположной полусферой. Эта конструкция более простая, нежели 32-х линзовая система «футбольного мяча» Gadget'а/«Толстяка». C 1971 по 1973 Венкатесан из Баллистической лаборатории в ходе разработок подорвал более 500 вариантов линз. Детонаторы для этого устройства были искровыми с азидом свинца. Они способны обеспечить быстрое срабатывание, необходимое для имплозионной системы и менее сложны созданных Альваресом во время Манхеттнского проекта шунтовых проводников взрываемых импульсами тока. Искровые детонаторы - самый небезопасный тип детонаторов, так как статический разряд или всплеск напряжения от грозового разряда может взорвать их. Эти детонаторы применялись только в испытании 1974 и позднее заменились на более безопасные. Высокоскоростные газонаполненные электрические выключатели для запуска заряда разработаны лазерным отделением АИЦ. Мощностной эффект реактивности Когда теплопроводность ядерного топлива в реакторе мала (как у UO2 в реакторах ВВЭР), то с увеличением мощности сильно изменяется профиль температуры в твэле и возрастает радиальная неравномерность ее распределения. Если на внешней поверхности топливной таблетки температура составляет примерно 350-400 0С, то в центре твэла она достигает 1500 0С и более (в режимах нормальной эксплуатации).


На главную