Wi-Fi сети Диагностические утилиты TCP/IP Компьютерные сети Управление внешними устройствами

Беспроводные технологии передачи данных

Недостатки существующего регулирования

Недостатки существующего регулирования можно разделить на две группы.

К проблемам первого уровня относятся наиболее фундаментальные проблемы, которые связаны с неявным заимствованием для регулирования радиочастотных взаимодействий естественно-монопольной модели регулирования.

К проблемам второго уровня относятся недостатки, которые связаны с конкретной реализацией естественно-монопольной модели регулирования.

Проблемы первого уровня

В основе естественно-монопольного регулирования лежит идея, что в некоторых отраслях или сегментах этих отраслей нецелесообразно наличие нескольких конкурентов, что требует законодательного ограничения входа в отрасль, а также регулирования деятельности защищаемого государством монополиста. При этом предполагается, что отказ от подобных действий приведет к повышению стоимости продукции. В традиционных отраслях – вследствие ограничения экономии на масштабе, в случае с радиоизлучающими устройствами – благодаря повышению издержек на преодоление последствий помехового взаимодействия (interference) - идентификацию и выбор необходимого сигнала среди многих одновременно поступающих).

Основным недостатком этого подхода является то, что его выводы не следуют из его посылок. Прежде всего, из идеи о том, что на некоторых рынках может существовать только одна фирма, не следует, что выбор этой фирмы должен осуществляться правительством, а не путем конкуренции. Кроме того, из наличия экономии на масштабе или распознавании сигнала при наличии только одной фирмы не следует, что издержки в условиях монополии меньше, чем в условиях конкуренции – существуют и другие многочисленные виды издержек. Недавно фирма IBM выпустила новый пакет PC DOS 7.0, в который внесены многие исправления и дополнения по сравнению с предыдущими версиями.

Применение естественно-монопольного подхода к области радиочастотных взаимодействий создает ряд проблем, которые связаны с искусственным созданием монополии.

Во-первых, можно возникает проблема недоиспользования узлов связи («трагедия антиобщин», tragedy of anti-commons). Это является следствием того, что в существующей системе у многих участников рынка есть право блокировать использования другими участниками их собственности, но нет права самим использовать эту собственности. (Ситуация обратная «трагедии общин» (“tragedy of commons”), когда все имеют право пользоваться, но никто – запрещать).

Результат – выведение из хозяйственного оборота значительного объема промышленных благ.

Во-вторых, ограничивается конкуренция в отрасли. Компании получают от государства эксклюзивное право вещать на определенной частоте на определенной территории вместо того, чтобы соперничать с другими компаниями за внимание потенциальных получателей сигнала.

Результат – ограничение возможностей выбора для получателей радиосигналов.

В-третьих, схема регулирования накладывает ограничения на развитие технологий, предполагая вещание узла связи на узком диапазоне частот, а не одновременное вещание на широком диапазоне частот.

Результат – подавление инноваций, не вписывающихся в установленную систему регулирования.

В-четвертых, гипертрофированное развитие передающих устройств за счет принимающих. В сложившейся модели основной акцент делает на развитие передающих устройств, прежде всего, на их мощность. Чем мощнее передающее устройство, тем большую территорию охватит его сигнал. При этом, принимающие устройства относительно просты – в любой отдельный момент времени они нацелены на деятельность в определенном узком диапазоне и воспринимают любой сигнал, мощность которого более-менее значительного превышает уровень «белого шума», задачу идентификации и выбора одного сигнала из нескольких получаемых на отдельной частоте устройства, как правило, решать не могут – ведь отсутствует конкуренция и, следовательно, проблема различения сигналов.

В реальность, распознание сигналов по их частоте – только один из многих возможных способов решения проблемы идентификации сигнала, который выбран в силу исторических соображений. Идентификация сигнала по другим характеристикам (например, интенсивности или направлению) уже сегодня является легко-решаемой задачей.

Результат – ограниченная функциональность принимающих устройств.

Проблемы второго уровня

Конкретный способ реализации естественно-монопольной модели создает еще один набор проблем.

Во-первых, лицензируемые права специфицируются не-рыночным, административным образом, благодаря чему приобретатель лицензии вынужден получать большее, либо меньшее количество товара, чем ему в реальности необходимо.

Результат – повышенные расходы и недоиспользование получаемых прав.

Во-вторых, отсутствует возможность разделения получаемых прав и организации вторичного рынка, что лишает рынок возможности преодолеть негибкость связанную с административной спецификацией прав, меняющимся спросом и технологиями.

Результат – ограничена возможность приспособления  использования ресурсов к меняющейся рыночной ситуации.

Возможные решения

Современные исследования указывают на два варианта решения проблем, которые могут использовать как по-отдельности, так и в определенном сочетании.

Частная собственность на спектр

Прежде всего, это модель частной собственности на спектр. В ее рамках предлагается отказ от государственного лицензирования использования радиопередающих устройств. Взамен государство специфицирует права на вещания по определенным параметрам (время, частота, мощность) и распределяет их тем или иным образом, например, путем аукциона или передачи уже существующим владельцам лицензий. При этом, создаваемые права будут делимыми (divisible) и получат возможность обращения на вторичном рынке (tradable, marketable).

Эта модель позволяет решить перечисленные проблемы из второй группы, но не предполагает ликвидацию основного источника проблем  - естественно-монопольной модели регулирования радиоизлучений. Ее реализация принесла бы определенную пользу и для решения некоторых специфических российских задач.

При появлении у спектра рыночной стоимости военные, которым в России принадлежит 95% спектра, стали бы заинтересованы в продаже части «своих» частот или были бы вынуждены платить за получение лицензий на акционе;

Стала бы менее острой проблема свободы слова – вместо борьбы за контроль над обладателями лицензии появится возможность купить на свободном рынке еще одну лицензию.

Достоинства этой модели ведут к растущему ее принятию различными странами. Системы близкие к частной собственности были созданы в Новой Зеландии, Гватемале Сальвадоре.

В тех случаях, когда государство не готово отказаться от права распределения спектра в пользу системы свободно обращающихся прав, ряд стран пошли по пути развитие вторичного рынка, предполагающего в т.ч. дезагрегирование лицензий. Так, начиная с 1996 года США ввели меры, направленные, с одной стороны, на разделение и дезагрегирование лицензий, а с другой, на развитие лизинга радиочастотного спектра. Первый вид мер означает, что владельцы лицензий могут их делить по частотам, а также географически. Правда, данная практика касается не всех частот, и только 0,1% выданных лицензий допускает проведение процедур разделения и дезагрегации.

Среди возможных причин столь малой распространенности этого способа передачи лицензий можно назвать то, что данную практику отчасти заменяет лизинг радиочастотного спектра. Другой причиной являются достаточно высокие бюрократические издержки, когда процесс получение разрешения на передачу прав занимает не менее 3 месяцев. Для дальнейшего развития рынка производится смягчение технических требований до минимальных ограничений на излучение, а также постепенное снятие общественных обязательств по использованию спектра, что делает передачу прав более вероятной. Длительный срок действия «аукционных» лицензий (10 лет) и возможность их продления по сути дела приближает их к правам собственности (пятый вариант из перечисленных выше), введению которых препятствует прямой запрет в Телекоммуникационном акте 1934 г.

Законодательство Канады также позволяет дезагрегирование и передачу контроля по заявительному принципу. Условием передачи прав на лицензию является параллельная передача вытекающих из оригинальной лицензии условий. Срок действия лицензии также составляет десять лет с очень высокой вероятностью продления на такой же срок. Подобный подход характерен также для Австралии и Новой Зеландии.

Законодательство стран Европы также позволяет осуществлять передачу прав при отсутствии «изменения использования» (change of use). При этом, сам термин «изменение использования» не определен, что позволяет осуществлять вторичную передачу прав в широких пределах, ограниченных толкованием данного термина и исполнением требований норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, можно констатировать значительное сближение существующей практики с фактической частной собственностью на радиочастотный спектр: «удлинение» лицензий, возможность их передачи и дезагрегирования.

Открытый (нелицензируемый спектр)

Кроме того, растущую поддержку со стороны теоретиков и регуляторов получает модель «открытого (нелицензируемого) спектра» («open spectrum»), другими словами, системы, в рамках которой любой гражданин имеет право свободно использовать принадлежащее ему радиопередающее оборудование.

В основе концепции открытого спектра лежит признание физического факта – конкурирующие сигнала не «портят» и не «повреждают» друг друга, а смешиваются в принимающем устройстве. В этой ситуации реальным дефицитным фактором является не спектр, а возможности принимающих устройств, которые не всегда могут идентифицировать искомый сигнал. Соответственно, решение - не во введении прав на спектр, а в полной реализации прав на приемо-передающие устройства, что и позволит создать должные стимулы для инвестирования в них и, следовательно, их развитие.

В отличие от предыдущей модели, этот подход решает проблемы не только второй группы, но и первой, реализуя в сфере радиопередач принцип свободной конкуренции. В то же время, как и в любой другой сфере, неограниченная конкуренция вызывает ряд (отчасти обоснованных) опасений.

Опасение обесценивания существующей аппаратуры и технологий, которые приспособлены для действия в рамках традиционной парадигмы регулирования (stranded cost problem). Ведь, действительно, появления рынка нередко связано с процессом «созидательного разрушения», которое нередко воспринимается как просто разрушение.

Опасение невозможности выделить необходимый сигнал среди заглушающих конкурирующих сигналов при предположении фиксированной частоты приема-передачи. Здесь факт же состоит в том, что наиболее вероятно, что вещание перестанет быть узкополосным – сигнал будет ловиться не «на определенной частоте», а просто слушаться «по радио». Кроме того, одновременное вещание на одной частоте оставляет широкие возможности для принимающих устройств отличать отдельные сигналы – ведь наряду с такой характеристикой сигнала как частота, имеют значения и время, направление, интенсивность, поляризация. (См. Приложение. Перспективные технологии связи).


На главную